Вертикальный анализ — изучение того, как каждая позиция отчётности влияет на итоговый результат. Например, как на прибыль влияют выручка или себестоимость продукции. Проведем вертикальный анализ основных показателей отчета о прибылях и убытках на примере отчетности ПАО «Ростелеком» за 2023 год. (скрин)
Доля чистой прибыли в выручке за 2023 год 13 276 028/ 407 505 285*100% = 3,26%
Доля чистой прибыли в выручке за 2022 год 8 002 597/ 364 809 057*100% = 2,19%
Доля валовой прибыли в выручке за 2023 год 5 293 829/407 505 285*100% = 1,3%
Доля валовой прибыли в выручке за 2022 год 9 024 268/ 364 809 057*100% = 2,47%
Даже на основе этих показателей можно сделать вывод, что хотя и произошло увеличение доли чистой прибыли в выручке в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 1,07%, но при этом заметен рост себестоимости продаж относительно выручки.
Для понимания причин почему произошла такая ситуация необходимо помимо вертикального анализа провести горизонтальный и коэффициентный анализ отчетности.